Куренщиков ДК_Экология_лекции_2013_1. Почему у песца ноги короче а ушные раковины меньше чем у рыжей лисицы


"Экологические задачи - часть 3 . Решение и ответы" (9-11 класс)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ с решением и ответами

********************************************************

Задача №1

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели?

hello_html_m32729af.jpghello_html_m381241df.jpg

Ответ. Уничтожение волков привело к увеличению числа слабых и больных особей в стаде, а также к появлению и распространению болезней и в результате – к массовой гибели и вымиранию оленей.

******************************************************************

Задача №2

В каких условиях формируются эврибионты? Это экстремальные или благоприятные условия? А в каких условиях формируются стенобионты? Приведите примеры.

hello_html_76686427.jpghello_html_m68334c1e.jpg

hello_html_cfa465f.jpg

Ответ. В экстремальных условиях среды с высоким коэффициентом её нестабильности, то есть с частыми резкими сменами климатических условий, как правило, формируются эврибионты; благоприятные для вида и стабильные условия больше способствуют формированию стенобионтов. Например, условия обитания на морских глубинах, где колебания значений основных факторов очень незначительны, постоянное давление, температура, соленость и полная темнота.

******************************************************************

Задача №3

Почему лесное сообщество продуктивнее, чем сообщество пресноводных водоемов?

hello_html_63747180.pnghello_html_m2480d30a.jpg

Ответ. Лесное сообщество продуктивнее, чем сообщество пресноводных водоемов. В лесном сообществе эффективнее используется энергия лучистого солнца, так как вода плохо пропускает солнечный свет.

******************************************************************

Задача №4

Как известно песец и рыжая лисица имеют единое родство. Почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше чем у рыжей лисицы?

hello_html_m6d02d0c2.jpghello_html_1c452ecc.jpg

Ответ. Уменьшение длины конечностей и ушных раковин (правило Бергмана) характерно для всех млекопитающих северных широт. Это приспособление к суровым условиям Севера, чтобы снизить теплоотдачу.

*************************************************************

Задача №5

На небольшой реке с чистой холодной водой создали пруд. Как вы думаете, какие организмы, обитатели реки не будут жить в пруду, а какие наоборот, увеличат свою численность?

hello_html_ma48189a.jpg

Ответ. Реофилы не будут жить в пруду, а виды эврибионты останутся и увеличат свою численность. Например, серебряный и золотой караси, сазаны и т. д.

*************************************************************

Задача №6

Как повлияет длина светового дня на продуктивность растений северного и южного происхождения?

hello_html_8c8d1c0.jpghello_html_m7d082094.jpg

Ответ. Растения высоких широт приспособлены к длинному световому дню, поэтому будут нормально развиваться при увеличении длины светового дня. Растения субтропиков и тропиков приспособлены к короткому световому дню и при увеличении длины светового дня могут не плодоносить.

*************************************************************

Задача №7

При затоплении водохранилища в его акватории возникли острова. Какие изменения будут наблюдаться на них? Какое влияние окажет на них площадь острова, какие изменения будут происходить независимо от площади?

infourok.ru

Экология задачи | EduDocs.net: образовательные документы

Тема 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ЗАДАЧА 1 Большинство организмов имеют различные пределы толерантности по отношению к различным факторам среды. Для описания их экологической ниши применяется специальная терминология. Так, актиния Calliactis sp. является политермным, эврифотным и олигобатным организмом, тогда как жаброногий рачок артемия (Artemia salina) – эвритермным, полигалинным, стенофагическим, а озерная лягушка (Rana ridibunda) – полигидрическим, олигофотным и эврибатным организмом. Охарактеризуйте с использованием экологической терминологии их условия обитания. ЗАДАЧА 2 Отметьте, какие из данных суждений правильны: а) организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов в борьбе за существование; б) толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни; в) виду свойственна только одна определенная ниша независимо от места его обитания и географического района; г) степень выносливости, критические точки, оптимальная и пессимальные зоны отдельных индивидуумов не совпадают; д) степень выносливости к какому-либо фактору означает соответствующую экологическую валентность вида по отношению к остальным факторам; е) полное отсутствие воды или хотя бы одного из основных элементов минерального питания делает жизнь растения невозможной, несмотря на благоприятные сочетания других условий. ЗАДАЧА 3 Почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы? ЗАДАЧА 4 Какие явления произойдут на острове, если ежегодно его растительность будет выжигаться весной? Как скажется это на видовом составе животных? ЗАДАЧА 5 Почему у некоторых видов птиц яйца пигментированы в темные цвета ЗАДАЧА 6 К какой группе вы отнесете коралловых полипов: к эврибиотическим или стенобиотическим организмам? ЗАДАЧА 7 Какое сочетание факторов окружающей среды оказывает определяющее влияние на формирование степных экосистем (ответ поясните)? а) рельеф и интенсивность солнечной радиации; б) ветер и недостаточная степень увлажнения среды; в) влажность среды и воздействие грызунов; г) недостаток влаги, выпас скота и пожар.

ЗАДАЧА 8 В каком случае произойдет изменение типа лесного сообщества (ответ поясните)?: а) если изменится количество тепла и коэффициент увлажнения; б) если изменится видовой состав животных; в) если изменится плотность животных; г) если изменится среднегодовая скорость ветра. ЗАДАЧА 9 В каких условиях формируются эврибионты: в экстремальных или благоприятных? В каких условиях формируются стенобионты? ЗАДАЧА 10 В каких биотопах на территории умеренного пояса вы будете искать суккулентов? Почему? ЗАДАЧА 11 Все экологические факторы среды делятся на три большие группы: а) абиотические, б) биотические, в) антропогенные. Ниже приведен перечень экологических факторов, которые либо необходимы организму, либо отрицательно на неговоздействующие: 1) хим

edudocs.net

Куренщиков ДК_Экология_лекции_2013_1 - Стр 9

мер, избыток тепла, света, воды или недостаток их или других факторов может оказаться губительным для организмов. По отношению к каждому из таких факторов у популяции или организма существует предел выносливости (толерантности), за которыми организм существовать не может и наступает биологическая смерть.

Диапазон экологического фактора между минимумом и максимумом В. Шелфорд назвал пределом толерантности.

Из закона толерантности В. Шелфорда вытекает несколько важных выводов:

любой экологический фактор среды, приближающийся к границам толерантности или выходящий за её рамки, оказывает на особь отрицательное воздействие, которое будет проявляться, даже если значения остальных факторов находятся в зоне оптимума. Например, рыбы, адаптированные к температуре5–10°С (некоторые виды лососей) гибнут уже при температуре 0 °С, даже если пищи и кислорода будет достаточно. Растения влажных тропических лесов относятся к группе стенотермных организмов. Они не переносят ухудшения теплового режима, и даже положительные температуры +5 – +8 °С для них губительны, несмотря на достаточное количество света, влаги и минеральных веществ в почве;

виды, имеющие широкий диапазон толерантности к большинству факторов среды, обычно более широко распространены, чем виды с узким диапазоном толерантности. Например, такие растения, как крапива и сосна обыкновенная хорошо переносят низкие и высокие температуры, засуху и даже избыточное увлажнение. Вследствие этого они произрастают во многих географических зонах – от лесотундры на севере до полупустыни на юге;

пределы толерантности для размножающихся особей (а также, проростков, эмбрионов, личинок) обычно более узкие, чем для неразмножающихся половозрелых растений или животных. Так, для растений в период цветения и размножения многие факторы могут стать лимитирующими: скорость ветра, заморозки или жара, засуха или проливные дожди и другие факторы. Взрослый кипарис способен расти на совершенно сухом месте, в то же время он нормально чувствует себя и стоя «по колено» в воде. Однако пока это дерево стоит в воде, размножаться оно не будет. Для семян и проростков кипариса нужна влажная, но не заливаемая почва [18];

адаптация к одному фактору, выражающаяся в расширении зоны толерантности по отношению к нему, может привести к расширению зоны толерантности по отношению к другому фактору (принцип неспецифичной адаптации). Например, адаптация растений к засуховыносливо-

сти при высоком водном потенциале тканей сопровождается поддержанием поглощения воды, увеличением корнеобразования, увеличением гидравли-

ческой проводимости [40].

studfiles.net

Сборник задач по экологии.doc - Сборник практических заданий по экологии

5. Организация и экология сообществ.Задача №1. Все местообитания условно подразделяются на две группы. Первую составляютнезаселённые, но пригодные для жизни участки, где имеются только абиотическиеэкологические факторы. Такие местообитания называются «экотопами». Другая группа –это участки, уже заселённые живыми организмами, где абиотическая среда изменена под ихвлиянием и где, следовательно, действуют и биотические факторы. Эти местообитанияназывают «биотопами». Разделите прилагаемый список возможных местообитаний наэкотопы и биотопы. Местообитания: лес, дерево, скала, свежий песчаный нанос, валун,болото, пашня, камень с лишайниками, движущийся бархан, луг, поле, заросшая дюна,галечная отмель, каменистая осыпь, тундра, степь, пруд, ледник.Задача №2. На краю села в пойме реки расположено небольшое озеро, на которомпостоянно пасутся стада гусей. Как вы думаете, что произойдёт, если прекратить выпасгусей?Задача №3. поднимаются ближе к поверхности?Почему при высокой рекреационной нагрузке сосущие корни деревьевЗадача №4. Какие мероприятия вы предложите провести в целях сохранения видовогоразнообразия луговых сообществ в лесной зоне северных регионов Евразии.Задача № 5. В целях сохранения форели в реке экологи запретили полностью вырубкукустарника по её берегам, произвели дополнительное облесение её берегов и полностьюзапретили строительство запруд. Почему?Задача № 6. В летние месяцы в прудах и озёрах наблюдается цветение воды. Что бы вырекомендовали местным экологам:­ провести облесение берегов водоёмов, запретить выпас скота около них, разрешитьсенокошение;­ лимитировать применение удобрений на полях;­ сохранить все виды традиционного пользования на берегах водоёмов, лимитировать ловрыбы.Задача №7. Как и почему изменится жизнь дубравы в тех случаях, если там: а) вырубиливесь кустарник; б) химическим способом уничтожили растительноядных насекомых?Задача №8. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов), истребляющихкуропаток и тетеревов, последние в лесу вымирают; при уничтожении волков вымираютолени; в результате уничтожения воробьёв (Китай) урожай зерновых падает. Чем этообъяснить?Задача №9. На схеме изображена трофическая структура хвойного леса. Какую ошибкудопустил художник? Внесите исправления.

znanio.ru

Сборник задач по экологии, УМК Экология, 10-11 класс, Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., Дрофа

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа»

с. Летка

 

 

 

 

Сборник задач по экологии

 

 

 

 

 

 

 

Летка, 2014

 

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………………………

Организмы и среда их обитания ………………………………………………….

Общие законы зависимости организмов от факторов среды…….

Экология популяций……………………………………………………………………..

Экологические взаимоотношения организмов…………………………..

Организация и экология сообществ……………………………………………..

Экосистемы…………………………………………………………………………………….

Биосфера…………………………………………………………………………………………

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Предисловие

    Экологические задачи – задачи, которые содержат определённые сведения, требующие знаний о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей их средой, охране природы. Задачи экологического содержания способствуют формированию экологических знаний и умений учащихся, более глубокому пониманию сущности экологических проблем, а также развитию у учащихся приёмов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, научное прогнозирование, т.е. логических операций, необходимых для выбора экологически целесообразного решения.

    Сборник задач может быть использован на уроках экологии в 9, 10, 11 классах, при подготовке обучающихся к олимпиадам.

     

     

     

     

     

    Составитель – Ерушева Раиса Александровна,

    учитель биологии МАОУ «СОШ» с. Летка

     

     

     

     

     

     

     

    Организмы и среда их обитания.

    Задача №1. В водной среде амплитуда значений температуры невелика – не превышает 50 оС, тогда как в наземно-воздушной среде – до 100 оС. Водной среде присуща высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых водах проникает до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров.

    Вопросы:

    Назовите лимитирующие факторы водной среды.

    Какие обитатели типичны для водной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?

    Какова экологическая валентность водных обитателей к температурному фактору?

    Назовите основные пути адаптации водных организмов к высокой плотности воды и недостатку света.

    Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на водных обитателей.

       

      Задача №2.

      Для наземно-воздушной среды характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры (годовые, амплитуда до 100 оС), высокая подвижность атмосферы, хорошая обеспеченность кислородом.

      Вопросы:

      Назовите лимитирующие факторы наземно-воздушной среды.

      Какие обитатели типичны для наземно-воздушной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?

      Какова экологическая толерантность обитателей наземно-воздушной среды к температурному фактору?

      Назовите основные пути адаптации организмов наземно-воздушной среды к температурному фактору и содержанию воды.

      Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на обитателей наземно-воздушной среды.

      Какие адаптации организмов вызывает свет?

      Как может измениться предел толерантности к одному фактору, если значения другого фактора являются экстремальными (стрессовыми)?

         

        Задача №3. Для почвенной среды характерны небольшие колебания температуры, плотное сложение, наличие в порах свободной воды и воздуха, малое содержание кислорода, большее, чем в атмосферном воздухе.

        Вопросы:

        Какие эдафические факторы вы знаете?

        Назовите факторы почвенной среды, наиболее часто являющиеся лимитирующими.

        Каковы пути адаптации растений к влажности, температуре, химическому составу почвы?

        Какие обитатели типичны для почвенной среды – гомойотермные или пойкилотермные, и почему?

        Приведите примеры непериодических факторов, которые могут действовать на растения и почвенную биоту.

        Что такое растения-индикаторы, какую роль они играют в оценке состояния почвы?

          Задача №4. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?

          Задача №5. Объясните, почему постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых и холодных условиях. Для сравнения: температура солёной воды не опускается ниже - 1,30С, а на поверхности суши она может падать до - 700С).

          Задача №6. Учёные – ихтиологи сталкиваются с серьёзными проблемами при сохранении глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются. Объясните, почему это происходит?

          Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

          Задача №1. Распределите перечисленные факторы среды по трём категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, солёность воды.

          Задача №2. Наземные млекопитающие и птицы, которые живут в полярных районах, обычно окрашены в белый цвет, а насекомые в этих же местах имеют тёмную окраску. И та и другая окраска – приспособленность к деятельности одного фактора. Почему приспособленность носит такой разный характер?

          Задача №3. Почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы.

          Задача №4. Почему пингвины, живущие в условиях сурового климата, и верблюды, живущие в пустынях, сбиваются вместе в плотную кучу? При каких условиях обитания это происходит?

          Задача №5.

          Нагрузка веса тела на опорную поверхность ног свыше 30г на 1кв.см. сильно затрудняет передвижение животного по рыхлому снегу. У рыси она равна 422, а у лося – около 500г на кв.см. Но для рыси полуметровый слой снега – фактор, ограничивающий активность, а для лося – нет. Объясните, почему.

          Задача №6. В теплице, где выращивалась рассада и поддерживалась оптимальная температура и влажность, прекратилась подача воды. Ремонт поломки должен занять два дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?

          Задача №7. Большинство организмов имеют различные пределы толерантности по отношению к различным факторам среды. Для описания их экологической ниши применяется специальная терминология. Так, актиния является политермным, эврифотным и олигобатным организмом, тогда как жаброногий рачок артемия – эвритермным, полигалинным, стенофагическим, а озёрная лягушка – полигидрическим, олигофотным и эврибатным организмом. Охарактеризуйте с использованием экологической терминологии их условия обитания.

           

          Экология популяций.

          Задача №1. Можно ли считать популяцией: стаю грачей; стадо антилоп; карасей, населяющих небольшой пруд; высаженный на фермерском поле картофель; всех птиц, населяющих городской парк; население большого города; птичий базар, обитателей муравейника.

          Задача №2. Ихтиологи в водоёме нашли популяции только одного представителя рыб – окуня. Других видов рыб там не поймано. О чём говорит этот факт?

          Задача №3. На рисунке изображены последовательные периоды изменения численности насекомых (сосновая пяденица и еловая листовёртка) в европейских лесах. Как изменяются рождаемость и смертность в популяциях насекомых и лесных растений в каждом из изображённых периодов. Чем объясняются эти изменения? Как они связаны?

          Задача №4. У какой популяции растений больше шансов на выживание: у той, которая состоит из одних проростков? Из проростков, молодых и взрослых растений?

          Задача №5. Какие изменения в возрастной и половой структуре популяции серой крысы желательны с точки зрения человека, старающегося сократить её численность?

          Задача №6. На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Ещё через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80 – 110 голов. Определите плотность поголовья лосей: а) на момент создания заповедника; б) через 5 лет после создания заповедника; в) через 15 лет после создания заповедника. Объясните, почему сначала численность лосей резко возросла, а позже упала и стабилизировалась.

          Экологические взаимоотношения организмов.

          Задача №1. Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы.

          Тип взаимоотношений

          Примеры растений и животных

          Хищничество

          Симбиоз

          Аменсализм

          Конкуренция внутривидовая

          Конкуренция межвидовая

          Паразитизм

          Протокооперация

          Мутуализм

          Комменсализм

          нейтрализм

            А – густой подрост ельника

            Б – волк и олень, сова и мышь

            В – травы под елью

            Г – лишайники

            Д – аскарида и человек

            Е – росянка и муха

            Ж – прусак и чёрный таракан

            З – повилика и крапива

            И –акула и рыба – прилипала

            К – пчёлы и луговые цветы

            Л – синица и лягушка

             

            Задача №2. Начертите схему пищевых связей волка и зайца, учитывая, что каждый из них – многоядный вид и сам служит источником пищи для других. Каждый вид обозначьте кружком, каждую связь – стрелкой от жертвы к хищнику.

            Задача №3. Предложите методы предупреждения заражения человека широким лентецом на основе анализа жизненного цикла паразита и его связей с другими видами.

             

             

            Организация и экология сообществ.

            Задача №1. Все местообитания условно подразделяются на две группы. Первую составляют незаселённые, но пригодные для жизни участки, где имеются только абиотические экологические факторы. Такие местообитания называются «экотопами». Другая группа – это участки, уже заселённые живыми организмами, где абиотическая среда изменена под их влиянием и где, следовательно, действуют и биотические факторы. Эти местообитания называют «биотопами». Разделите прилагаемый список возможных местообитаний на экотопы и биотопы. Местообитания: лес, дерево, скала, свежий песчаный нанос, валун, болото, пашня, камень с лишайниками, движущийся бархан, луг, поле, заросшая дюна, галечная отмель, каменистая осыпь, тундра, степь, пруд, ледник.

            Задача №2. На краю села в пойме реки расположено небольшое озеро, на котором постоянно пасутся стада гусей. Как вы думаете, что произойдёт, если прекратить выпас гусей?

            Задача №3. Почему при высокой рекреационной нагрузке сосущие корни деревьев поднимаются ближе к поверхности?

            Задача №4. Какие мероприятия вы предложите провести в целях сохранения видового разнообразия луговых сообществ в лесной зоне северных регионов Евразии.

            Задача № 5. В целях сохранения форели в реке экологи запретили полностью вырубку кустарника по её берегам, произвели дополнительное облесение её берегов и полностью запретили строительство запруд. Почему?

            Задача № 6. В летние месяцы в прудах и озёрах наблюдается цветение воды. Что бы вы рекомендовали местным экологам:

            - провести облесение берегов водоёмов, запретить выпас скота около них, разрешить сенокошение;

            - лимитировать применение удобрений на полях;

            - сохранить все виды традиционного пользования на берегах водоёмов, лимитировать лов рыбы.

            Задача №7. Как и почему изменится жизнь дубравы в тех случаях, если там: а) вырубили весь кустарник; б) химическим способом уничтожили растительноядных насекомых?

            Задача №8. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов), истребляющих куропаток и тетеревов, последние в лесу вымирают; при уничтожении волков вымирают олени; в результате уничтожения воробьёв (Китай) урожай зерновых падает. Чем это объяснить?

            Задача №9. На схеме изображена трофическая структура хвойного леса. Какую ошибку допустил художник? Внесите исправления.

            Задача №10. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ёжик, лиса, заяц, волк… А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз?

            Задача №11. На рисунке изображена пирамида биомассы организмов, занимающих разное положение в пищевой цепи сообщества. Какую ошибку допустил художник?

            Задача №12. Сравните видовой состав гнездящихся птиц на трёх участках приволжской степи. Используйте формулу Жаккара.

            Ковыльная степь: степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, каменка – плясунья, каменка – плешанка, лунь степной, орёл степной.

            Посевы с лесополосами: степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, жёлтая трясогузка, розовый скворец, перепел, лунь полевой.

            Посевы без лесополос: степной жаворонок, полевой жаворонок, малый жаворонок, каменка – плясунья, чибис, лунь полевой.

            На каких участках сообщества более сходны между собой по составу размножающихся птиц?

             

            Экосистемы.

            Задача № 1. Ознакомьтесь с классификацией основных способов питания организмов в экосистемах (см. таблицу). К каждой трофической группе, обозначенной буквой, подберите способ питания, обозначенный цифрой. Ответ должен состоять из буквы и цифры.

            Способ питания организмов

            Трофическая группа

            используют углерод неорганических веществ, например, СО2;

            Животные, питающиеся живыми растениями;

            Используют углерод неорганических веществ и химическую энергию;

            Используют углерод органических веществ и заключённую в них энергию;

            Питаются другими животными;

            Для синтеза органических веществ используют углерод неорганических веществ и солнечную энергию;

            Питаются мёртвыми органическими веществами;

            Питаются соками организма – хозяина;

            Питаются выделениями из корней растений.

              А – автотрофы;

              Б – гетеротрофы;

              В – фотоавтотрофы;

              Г – хемоавтотрофы;

              Д – фитофаги;

              Е – зоофаги;

              Ж – паразиты;

              З – симбиотрофы;

              И – детритофаги.

              Задача №2. В рыбном хозяйстве широко разводят форелей, карпов и толстолобиков. Какие из этих рыб обходятся, с энергетической точки зрения, дешевле, если форели питаются в природе в основном личинками водных насекомых, толстолобики – преимущественно фитопланктоном и водными растениями, а карпы имеют смешанный характер питания?

              Задача №3. Прочтите названия экосистем. Какая из них наиболее крупная? Постройте «матрёшку» из этих экосистем.

              1 – ландшафт; 2 – муравейник; 3 – лесная поляна; 4 – хвойный лес; 5 – природный район; 6 – биосфера.

              Задача №4. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

              А – леопард – газель – трава;

              Б – клевер – заяц - орёл – лягушка;

              В– перегной – дождевой червь – землеройка – горностай;

              Г - трава – зелёный кузнечик – лягушка – уж.

              Задача №5.. Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений или мёртвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь; во втором – личинка комара в пресном водоёме; в третьем – комнатная муха; в четвёртом – личинка майского жука; в пятом – инфузория туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Предложите наиболее длинные варианты цепей. Почему количество звеньев не превышает 6 – 7?

              Задача №6. Назовите организмы, которые должны или могли быть на месте пропусков в описании пищевых цепей:

              А – нектар цветов – муха - ? – синица - ?;

              Б – древесина - ? – дятел ;

              В – листья - ? – кукушка;

              Г – семена - ? – гадюка – аист;

              Д –трава – кузнечик - ? –уж - ?.

              Задача №7. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне поедаются только представители предыдущего уровня.

              Задача №8. Объясните, почему в прудах – охладителях при тепловых электростанциях экономически выгодно содержать растительноядных рыб?

              Задача № 9. Составьте схему пищевых цепей аквариума, в котором обитают рыбы карась и гуппи, улитки прудовик и катушка, растения элодея и валлиснерия, инфузория – туфелька, сапрофитные бактерии.

              Задача № 10. Составьте пищевую цепь, имеющую место в лиственном лесу: берёза, дождевой червь, личинка майского жука, имаго майского жука, большая синица, подберёзовик, бабочка берёзовая пяденица, сова, слизень, летучая мышь. Сколько пищевых цепей может содержать данная трофическая сеть? Какое количество трофических уровней включает каждая цепочка?

              Задача №11. Составьте пищевую цепь , имеющую место в смешанном лесу: сосна, глухарь, белка, куница, сосновый пилильщик, дуб, кабан, галловый комарик, дождевой червь, маслёнок, дятел, большая синица, зяблик. Сколько пищевых цепей сожжет содержать данная трофическая сеть? Какое количество трофических уровней включает каждая цепочка?

              Биосфера.

              Задача №1. Проанализировав состояние загазованности во дворе дома, экологи предложили провести озеленение территории. Чем руководствовались экологи?

              Задача №2. Основная масса живых организмов суши дышит кислородом. В воздухе его находится около 21%. Водные животные также дышат кислородом. Откуда берётся кислород в воде?

              Задача №3. Азот играет большую роль в жизни организмов, он входит в состав молекул белка. В неживой природе большая часть его находится в атмосфере в свободном состоянии и недоступна животным и большей части растений. Каким образом получают азот растения и животные? Раскройте роль бобовых растений в обеспечении всего живого азотом.

              Задача №4. Необходимо снизить посещение людей в полузаповедные кварталы леса. Ваши действия:

              А – вывесите аншлаги и укажете в них причину охраны;

              Б – проведёте разъяснительную работу среди населения;

              В – поставите аншлаги типа: «Осторожно опасные, ядовитые животные и растения».

              Г – закроете дороги посредством повалки старых стволов деревьев;

              Д – выкопаете сравнительно глубокие ямы, в которых образуются небольшие болотца;

              Е – увелитите штат охранников;

              Д – поставите на дороги шлагбаумы.

              Задача №5. Определите, к какому типу круговорота элементов (осадочному или газовому) относятся круговороты серы, азота, кислорода, углерода, фосфора.

              Задача №6. Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая может возникнуть при использовании этих растений: в городе, рядом с автомобильными дорогами, рядом с железнодорожным полотном, в лесу далеко от населённого пункта, рядом с деревней.

              Задача №7. Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 11000 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдёт через организмы ( атомный вес углерода – 12, кислорода – 16).

              Задача №8. Используя материал на с.164 и рисунок 52 учебника

              ( Экология. 9 класс. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П.), заполните прямоугольники в упрощённой схеме круговорота углерода в биосфере следующими компонентами:

              - углекислый газ атмосферы

              - Зелёные растения

              - Травоядные животные

              - Хищники

              - Сжигание топлива человеком

              - Вулканическая деятельность

              - Мёртвые растительные и животные организмы

              -Редуценты

              - Ископаемое топливо

              Задача №9. Используя материал на с. 164 и рисунок 51 учебника, соедините стрелками прямоугольники в упрощённой схеме круговорота кислорода в биосфере.

               

              озон

              Ультрафиолетовое излучение

              излучение

              Углекислый газ

               

               

               

               

               

               

              Сжигание горючих ископаемых

              Дыхание организмов

              Фотосинтезирующие организмы

              Кислород атмосферы

               

              Задача №10. Используя материал на с.165 – 167 и рисунок 53 учебника, дополните схему биогеохимического цикла азота в природе.

              Литература:

              Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. и др. Биология в вопросах и ответах: учебное пособие. Москва: МИРОС – Международные отношения, 1993.

              Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология, 9 класс, Москва, Дрофа, 1996.

              Криксунов Е.А., Королёв Ю.Б., Пасечник В.В., Экология: Рабочая тетрадь, 9 класс, Москва, Дрофа, 1996.

              Леонтьева И.А. Сборник задач по общей экологии: учебно – методическое пособие, Елабуга, 2009.

              Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, 9 класс, Москва, Просвещение, 1997.

              Газеты «Биология, 1 сентября, 2000год.

                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                Обыкновенная лисица

                Лисица, благодаря способности приспосабливаться к самым разным условиям, освоила все климатические зоны и все континенты, кроме Антарктиды.

                Систематика

                Русское название — обыкновенная или рыжая лисица Английское название — Red fox Латинское название — Vulpes vulpes Отряд — хищные (Carnivora) Семейство — псовые (Canidae) Род — лисицы (Vulpes)

                Природоохранный статус вида

                Зверь обычен на протяжении всего ареала.

                Вид и человек

                Рыжая лисица распространена очень широко, встречается во множестве стран, имеет яркую внешность и, конечно, не обделена вниманием со стороны человека. Лисица — постоянный персонаж сказок, легенд, мифов. Она воплощает собой хитрость и коварство, выступая в довольно разнообразных ролях: от вероломных негодяев (в большинстве русских сказок) до умных советчиков (как в сказке Бориса Шергина «Пойга и лиса»). И на востоке, и на западе распространены легенды об оборотнях-лисах, способных превращаться в обольстительных женщин, дарить волшебные подарки, а зачастую — и губить доверившихся им людей. В японской мифологии лисы-оборотни (кицунэ) обладают огромными знаниями и владеют магией. Позже кицунэ стали популярны в литературе, кино и видео играх. Похожие духи фигурируют также в китайских и корейских мифах. В месопотамской мифологии лиса — священное животное, она служит богине Ки гонцом. В Финляндии лисица — символ хитрости, но не зла.

                Эта красавица заняла своё место и в геральдике, она — символ проницательности, хитрости, прозорливости.

                Лисица имеет большое хозяйственное значение как ценный пушной зверь, при этом истребляет множество грызунов и насекомых — потребителей зерна, является объектом спортивной охоты и служит замечательным украшением природы. Разумеется, лисица — хищник и уничтожает известное количество дичи, но ущерб, который наносится лисицами промысловой дичи и домашним птицам, намного меньше той пользы, которую они приносят, защищая наши поля от грызунов. Однако в странах Западной Европы лисицу считают вредным хищником, подлежащим круглогодичному истреблению. И это вполне оправданно, так как у тамошних зверей мех малоценный, а в спортивных хозяйствах разводят много пернатой дичи, которая страдает от лисиц.

                Лисицы, живущие возле туристических троп, пансионатов, в местах, где запрещена охота, быстро привыкают к присутствию человека и даже начинают заниматься попрошайничеством. Однако, дикие лисицы — один из переносчиков вируса бешенства, поэтому необходимо соблюдать определённую осторожность.

                Ради меха лисиц разводят в неволе. В конце XIX века искусственно выведена порода серебристо-чёрных (чернобурых) лисиц. Затем, благодаря селекции, у этой породы было значительно улучшено (по сравнению с диким типом) качество меха, а также выведен ряд других цветовых вариаций на её основе: платиновая, бакурианская, дакотская и другие.

                Распространение и местообитания

                Рыжая лисицаАреал обыкновенной лисицы — один из наибольших среди всех млекопитающих. Он охватывает практически всю нетропическую часть северного полушария — Евразию (кроме крайнего юго-востока), Северную Америку (кроме Мексиканского нагорья), крайний север Африки.

                На этой обширнейшей территории зверь заселяет практически все природные зоны — леса разнообразного типа, тундру, степь, засушливые области, высокогорья. Живёт она и на «Полюсе холода» в Якутии, и в жарких Аравийских пустынях. Нет лисицы только в арктических пустынях Крайнего Севера, где её нишу занимает песец.

                Это «вездесущее» животное предпочитает открытые и слабо заросшие местности с перелесками, оврагами и балками. Условия обитания для неё оптимальны в лесостепи и степи — здесь лиса встречается повсеместно. В обширных лесных массивах, особенно там, где зима продолжительна и многоснежна, она попадается реже. В районах с сухим климатом лису чаще можно встретить по сухим древним руслам рек, покрытых тугайными зарослями. Во многих местах она предпочитает селиться рядом с человеком. В окрестностях больших городов постоянно держится рядом со свалками, которые служат источниками пищи.

                Внешний вид и морфология

                Лисица очень красивое, стройное животное с характерной длинной заострённой мордочкой. Окраска и размеры этих зверей отличаются большой географической изменчивостью — известно более 25 подвидов. В общем, к северу ареала лисицы становятся крупнее и ярче, к югу — мельче и тусклее окрашенными. У самцов длина тела 50–90 см, высота в плечах 35–50 см, масса от 2,5 до 10 кг, самки несколько меньше. Зимой из-за пышного меха лисица выглядит приземистой, с массивным туловищем, летом — поджарой, высоконогой. Меховой покров густой, летом довольно короткий и грубый, зимой пышный и мягкий.

                Лесную лисицу за её яркую раскраску называют «огнёвкой»: сверху она красновато-рыжая, горло и грудь белые, уши с тыльной стороны и передняя сторона ног чёрные, хвост рыжий с белым кончиком. В северных районах с суровыми климатическими условиями часто встречаются лисы с преобладанием в шерсти чёрного пигмента — меланина. «Сиводушками» называют лисиц со спиной серо-бурого цвета, рыже-желтыми боками и тёмно-бурым брюхом; «крестовками» — ещё более тёмных животных, у которых тёмная окраска лап слита с широким «ремнём» на спине; «чернобурками» — зверей со шкурой черно-бурого или черного цвета.

                Органы чувств у лисицы аналогичны другим псовым. У неё великолепный слух — за сотню метров она слышит писк мыши. Зрение намного слабее, в основном лисица реагирует на движущиеся предметы, а спокойно стоящего человека не различает, иной раз, и за 10 шагов. Вместе с тем эта хищница обладает великолепной зрительной памятью, замечая возле норы малейшие изменения обстановки. Чутьё у лисы несколько хуже, чем у собаки.

                Питание и кормовое поведение

                Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается самой разнообразной пищей. Среди поедаемых ею кормов более 300 видов животных и несколько десятков видов растений. Повсеместно основу её питания составляют грызуны, прежде всего, полёвки. Ест лисица и зайцев, и птиц, в основном, мелких воробьиных, куриных, водоплавающих. На Дальнем Востоке живущие на островах лисы, подобно песцу, промышляют в основном выбросами моря, а во время нерестового хода красной рыбы едят и её. В южных засушливых районах значительную долю рациона составляют рептилии — ящерицы и неядовитые змеи. Во время массового лёта саранчи хищник становится насекомоядным. При недостатке естественных животных кормов лисица систематически нападает на домашнюю птицу. В конце лета — осенью она часто посещает бахчи и виноградники, подбирает упавшие яблоки, груши, алычу, черешню.

                Во время охоты на мелких грызунов — «мышкования» — лисица выглядит очень забавно. Увидеть её за этим занятием можно чаще всего зимой, на заснеженном поле. Вошедшая в азарт, она как бы танцует на одном месте, подпрыгивая на задних лапах и с силой ударяя о землю передними. Таким способом хищница выгоняет испуганных грызунов из их нор на поверхность, где и ловит. При этом она иной раз настолько увлекается, что подпускает к себе очень близко. Пойманную мелочь лисица съедает целиком, не останавливаясь. Более крупную добычу она утаскивает в сторону, частично съедает, а остатки закапывает в землю. Если повезёт, у падали или туши зарезанного волками крупного копытного собираются несколько лис. Здесь они живут по нескольку дней. Лисица, в отличие от волка, никогда не наедается «до отвала», обычно ей хватает 300–350 граммов мяса в день. Однако при изобилии мышевидных грызунов хищница не прекращает охоту на них и после насыщения: она не поедает их после поимки, а поймав, играет, подобно кошке.

                Вокализация

                Голос лисицы — глухой лай или короткий однотонный вой, завершающийся визжащим звуком, напоминающим вопли дерущихся котов.

                Образ жизни и поведение

                Лисица — достаточно осёдлый зверь, однако, охрана территории ей, по-видимому, не свойственна, и охотничьи участки разных животных перекрываются. На своём участке лисица активно пользуется запаховыми метками, оставляя секрет околохвостовых желёз на ветках и стволах молодых деревьев. Такие метки зверь располагает во многих местах своего охотничьего участка, составляющего до 10–15 км в диаметре. Лисица прекрасно знает свой участок и систематически его обследует. Зимой её суточный ход составляет в среднем 8–12 км. На это расстояние приходится до 4 временных лежек, где она отдыхает, и около 50 мест, где останавливается и присаживается.

                Лисица ловко лазает по крутым склонам и хорошо плавает. Может забираться на деревья, если они наклонены или ветвятся низко над землёй. Известен случай, когда лисица спряталась от собак в птичьем гнезде, расположенном на высоте 10 метров над землёй.

                Регулярные миграции лисице, в отличие от песца, также несвойственны. Они отмечаются только в тундре, пустыне и горах. Например, одна из помеченных в Малоземельской тундре лисица была добыта в 600 км к юго-западу. Молодые расселяющиеся самочки, покидая родительскую нору, уходят на расстояние до 10–15 км. Лисята-самцы склонны к более длительным путешествиям, уходя от родительской норы на 30–40 км и больше. Передвигаются лисицы чаще мелкой рысью, при этом задние лапы точно попадают в следы передних и получается крытый след — зверь будто идет по ниточке. Отпечатки тянутся ровной цепочкой, лишь едва смещая центры правых отпечатков вправо от средней линии, а левых влево. Длина шагов 20–40 см, чаще около 30 см. При этом аллюре следы лисиц безошибочно отличаются от следов собак, которые никогда не передвигаются столь ровно.

                Активны лисы в основном на рассвете и на закате, но в тех местах, где их не преследуют, охотятся в разное время суток, причем не обнаруживают какого-либо беспокойства при виде людей. В противных случаях лисица отличается крайней осторожностью и удивительной способностью, уходя от погони, запутывать следы и пускаться на всевозможные уловки, чтобы обмануть собак.

                Размножение и воспитание потомства

                Начало размножения у лисы приходится на середину — конец зимы: на юге это — декабрь, на севере — февраль. В это время звери сильно возбуждены и почти не отдыхают, их «свадьбы» можно видеть среди белого дня. Бывает, одну самку преследуют 5–6 самцов, которые тявкают и дерутся между собой.

                После окончания брачного периода звери расходятся и начинают жить самостоятельно. Однако незадолго до рождения малышей самцы вновь принимаются с азартом преследовать самок и вновь сражаются между собой. Подмечено, что не всегда воспитателем лисят становится их настоящий отец. Профессор П. А. Мантейфель, много наблюдавший за лисицами в природе, в зоопарке и на зверофермах, полагал, что в моче беременных лисиц появляется вещество, которое служит возбудителем отцовского инстинкта у самцов. Это очень полезное для выживания вида свойство, так как обеспечивает лисятам внимание и уход обоих родителей. Перед родами будущая мать чистит нору и большую часть времени проводит в ней. Когда появляются на свет лисята, она практически перестаёт выходить из норы, и лисовину приходится много охотиться, чтобы прокормить и себя, и её. Добычу самец оставляет у входа в нору, причем к детёнышам он не допускается.

                От 2 до 12 малышей (в среднем 4–6) появляются на свет весной слепыми, с закрытыми ушными раковинами. Тело покрыто коротким детским пушком тёмно-бурого цвета, но кончик хвоста уже белый. Растут и развиваются они быстро: в двух-трёх недельном возрасте у них открываются глаза и уши, начинают прорезываться зубы. Лисята начинают выползать из норы, пробовать «взрослую» еду, и матери тоже приходится охотиться, чтобы прокормить потомство.

                Подобно волкам, лисы, имеющие маленьких детёнышей, не охотятся вблизи норы. Известны случаи, когда егеря систематически наблюдали тетеревиный выводок недалеко от лисьей норы, причем птицы благополучно выросли и поднялись на крыло. Утки-пеганки, живущие в степной зоне, иногда благополучно выводят птенцов не просто поблизости, а в ответвлениях жилых лисьих нор.

                Лисята растут, и в месячном возрасте уже встречают у входа в нору родителей, возвращающихся с охоты, подолгу играют. Молочное кормление длится 6–7 недель, в это время малыши начинают пытаться охотиться самостоятельно. С двухмесячного возраста щенки уже отлучаются из «дома», отходя всё дальше и дальше, проявляя все большую самостоятельность. Однако родители до конца лета продолжают их подкармливать, и семья придерживается родной норы. Осенью молодые животные часто переходят к самостоятельной жизни, но бывает, что вся семья на зиму остаётся в выводковой норе.

                Некоторые молодые самочки уже на следующий год начинают размножаться и, во всяком случае, достигают половой зрелости к двухлетнему возрасту, самцы обзаводятся потомством на 1–2 года позже.

                Продолжительность жизни

                В неволе продолжительность жизни до 25 лет, в диком состоянии лишь немногие звери доживают до 8–10 лет.

                Содержание животных в Московском зоопарке

                Лисицы живут на Старой территории зоопарка в вольере, примыкающей к ограде зоопарка, около японского уголка. Как и в природе, животные чаще активны в утренние и вечерние часы, а днём спят, свернувшись калачиком, либо в домиках, либо на них. Когда им дают корм, часть они съедают, а остальное пытаются спрятать. Поскольку лисиц несколько, каждая опасается, чтобы соседка не нашла её тайничок и перепрятывает еду по много раз. Между собой лисицы живут мирно, а если что-то не нравится в поведении партнёра, то призывают его поддержать дистанцию очень характерной позой. Зверь чуть опускает голову, прижимает ушки, открывает рот и издает своеобразный звук — нечто среднее между поскуливанием и покашливанием. Таким образом, конфликты, если случаются, то разрешаются мирно.

                Эти лисицы людей не боятся, подходят к решётке вплотную, но не пытайтесь их погладить или покормить — укусить могут.

                В зоопарке лисицы живут подолгу, зимой восхищая своей великолепной шубой, а летом удивляя длинными тонкими ногами и большими ушами. Рацион их очень разнообразен: от фруктов и овощей до рыбы и мяса.

                Вольер лисиц временно на реконструкции, животные экспонируются на Дуге

                Медиа

                www.moscowzoo.ru

                Песец или полярная лисица

                Песец — млекопитающее семейства псовых. Обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Встречается на арктических островах, а также на Алеутских и Командорских островах.

                Их всего один вид и несколько подвидов. В некоторых странах песца называют полярная лисица. Длина тела 50-80 см, хвост 25-30 см. Высота около 30 см. Вес 6-10 кг. Система нор напоминает лабиринт. Число входов-выходов достигает 60-80. Песцы совершают сезонные миграции от 1000 км до 5000 км. Эти путешествия связаны с численностью леммингов, которыми они питаются.

                Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато-серый. А зимой — снежно-белый, иногда с голубым отливом. И мордочка у песца, по сравнению с лисьей, более короткая, а ушки маленькие, закругленные. Песец живет на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега.

                Во время пурги песец устраивает себе убежище прямо в снегу. А если ударят еще и сильные морозы, песец зарывается глубоко в сугроб и пережидает ненастье. В этом снежном «доме» песец может провести несколько дней, пока погода не наладится.

                Часто песец ходит следом за северным белым медведем. Такая «дружба» ему выгодна: остатки с медвежьего «стола» — настоящее пиршество для песца.

                Во время зимних кочевок песцы могут выходить на поверхность многолетних льдов и удаляться от берегов на весьма внушительное расстояние. Обычно песцы уходят их континентальных районов к берегам морей и океанов на несколько сотен километров. Самый длинный переход, совершил песец, помеченный на Таймыре и пойманный на Аляске, этот зверь преодолел 5000 км!

                Этот зверь питается разнообразной пищей — почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, не брезгует и растительной пищей. В его рацион входят черника, морошка, различные травы и водоросли. Из них он больше всего тяготеет к морской капусте. При обилии пищи в летний период запасает её впрок.

                Но главная еда для него — это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов. Если добычи много, песец обязательно что-нибудь спрячет, зароет — про запас.

                Рыть норы в мерзлой земле тундры трудно. Поэтому песцы живут в одних и тех же норах по много лет. Живут вместе несколько поколений. В песцовых жилищах много жилых помещений, много входов-выходов. В таком подземном городке часто живут сразу несколько семей. А семья у песца — многодетная, в помёте 7—12 и более детёнышей (самое большое число среди хищников). Самец вместе с самкой заботится о потомстве.

                Малыши пьют мамино молоко и быстро растут. Быстрее, чем родственники-лисята.

                У песца хорошо развиты слух и обоняние; несколько слабее — зрение. Голос представляет собой тявкающий лай.

                По характеру песцы осторожны и без надобности рисковать не любят. В то же время этим животным свойственна настойчивость, изобретательность и даже наглость. Встретившись с крупным хищником, они не спешат отступать насовсем, а лишь отбегают подальше, при малейшей возможности песец возобновляет попытки урвать кусочек и не успокаивается, пока его настойчивость не увенчается успехом.

                Песец несет в зубах украденное яйцо

                Песец до сих пор считается важным промысловым зверем, его во множестве разводят на зверофермах Америки, Европы и Азии, чтобы из его красивого и теплого меха шить шубы для богатых модниц. В природе его врагами считаются волки, росомахи и лисицы, те хищники, которые крупнее его в размерах. На молодых песцов могут охотится полярные совы и орланы.

                Там, где на песцов не охотятся они привыкают к человеку и приближаются к жилью. Иногда голодные песцы воруют продукты со дворов, корм у собак, проникают в сараи и дома. Таких животных можно даже приручить брать корм с рук, известны случаи, когда они играли с домашними собаками и козами.

                goodnewsanimal.ru