История меховой одежды. Меховой костюм


Использование натурального меха в исторической одежде россиян

 

Животноводство и охота всегда сопутствовали образу жизни в России. Помимо звена в пищевой цепочке, животные давали необходимый человеку материал для защиты от холода – мех. «Умению обрабатывать шкуры люди научились гораздо раньше, чем искусству создавать пряжу или материалы из коры и лыка. Используя шкуру как одежду, ее надевали мехом внутрь, так как особенно важно было сохранить тепло тела» [9]. Со временем люди научились выращивать и селекционировать определенные виды животных для получения необходимых свойств меха, выделывать и окрашивать шкуры, совершенствуя их свойства.

Незатейливый или причудливый окрас, шелковистая или шероховатая фактура поверхности [3] при различной высоте волосяного покрова, пластичность и драпируемость кожевой ткани [13] – узнаваемые характеристики натурального меха, определяющие варианты его использования в ассортиментных группах одежды и головных уборов или в качестве декора [5].

Использование натурального меха в гардеробе различных эпох. Изучением развития русского костюма и использованием населением в одежде натурального меха занимались многие исследователи [7, 9, 11, 12]. Накоплен большой текстовый и иллюстративный материал, где детально описаны костюмы населения всех сословных групп.

Исследователи русской культуры XVIIв. ссылаются на работы немецкого историка, путешественника, художника А. Олеария [8], оставившего миру бесценные книги и гравюры.Олеарий, описывая нравы и обычаи современной ему Руси, указывает на различия в одежде. Изображенные на гравюрах простые люди в холодное время года носили одежду и головные уборы из текстиля, отороченные мехом или полностью выполненные из меховых шкур изделия (рис. 1, 2). Использовались шкуры лесного зверя (медведя, волка, зайца, и т.д.) [12] и домашних животных (овца, лошадь, кролик). Распространены были суконные шапки с подкладкой на бараньем меху [9].

           а                                                  б                                          в

Рисунок  1 – Русский костюм в гравюрах А.Олеария, XVII в. [14]:

а, б – костюмы с меховыми деталями для простонародья;

в – процесс выделки шкуры добытого зверя

Рисунок  2 – Меховые мужские головные уборы простонародья [14]

Из представленных в различных источниках [7, 8, 9, 11, 12, 14] описаний русского костюма можно сделать вывод, что существовали сословные различия в использовании в одежде видов меха. Соболий мех предназначался для верховной знати и находящихся на государственной службе (бояр, князей). Его и бобровый мех использовали в одежде и головных уборах богатых горожан.

Бояре и князья носили высокие бобровые шапки, а также бархатные или войлочные головные уборы, с опушками из соболя, черно-бурой лисицы (рис. 3). Праздничной одеждой знати были роскошные соболиные шубы. Одежда из текстиля утеплялась меховой подкладкой из песца, лисицы, куницы, соболя, белки. Повсеместно в быту богатых людей использовалась телогрея – распашная одежда. В зимнем варианте телогрея изготавливалась на меховой подкладке (лисьей, собольей, горностаевой)  [9].

Исследователями описывается возрастная и гендерная дифференциация использования меха. Так, шапки из лисьего меха предписывалось носить незамужним женщинам (девушкам) [9]. Ассортимент женской одежды также включал изделия или отдельные детали костюма из натурального меха. А.Олеарий также отмечал, что женская одежда была похожа на мужскую, только верхняя, под названием опашни, делалась несколько шире, сзади пришивался обшитый мехом капюшон». Женские головные уборы окаймлялись мехом бобра, соболя, куницы, лисицы (рис. 3 а). Женщины богатого сословья носили длиннополые шубы из дорогого меха.

а                              б                                в

Рисунок 3 – Меховые головные уборы и одежда знати [14]

Покрой и декор в бытовой, светской, военной одежде и головных уборах ориентировались на тенденции западной моды. «Имеются свидетельства ношения русскими дворянами XVI-XVII вв. европейского платья». Позднее на изменение внешнего вида одежды повлияли реформы Петра I. В гардеробе придворных использовали обильное декорирование натуральным мехом не только зимней одежды, а также светской, парадной. На картинах великих мастеров можно встретить изображения знаменитых людей в одеждах обильно декорированных цеными видами пушнины. Например, А.Ф.Кокоринов в парадном кафтане с собольей опушкой (рис. 4а), император Павел I в коронационном облачении из меха горностая (рис. 4б), княгиня Ольга Орлова в собольем пальто (рис. 4в), графиня Ю.П.Самойлова в платье с отделкой горностаем (рис.  4г).

Рисунок  4 - Применение натурального меха в одежде знати [10]:

а - Левицкий Д.Г. Портрет Александра Филлиповича Кокоринова, 1769;

б -  Боровиков В. Портрет императора Павла I в коронационном облачении;

в - Серов В.А. Портрет княгини Ольги Орловой, 1911;

г - Брюллов К.П. Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини, 1842

Менее именитые горожане так же носили одежду из натурального меха. Распространено было декорирование женской одежды меховыми воротниками, манжетами (песец, норка, соболь, белка, лисица), опушкой по низу пальто (рис. 5а). Мужчины носили пальто на меховой подкладке (бобр, овчина, белка и др.) и меховые головные уборы различного покроя (рис. 5б). Парадные кафтаны богато украшали мехом соболя (рис. 5в).

Рисунок 5 – Примеры меховой одежды горожан [2, 10]:

а - Крамской И. Неизвестная, 1883; б - Кустодиев Б.М. Портрет Федора Шаляпина, 1922; в - Левицкий Д.Г. Портрет Н.А. Сеземова, 1770

Сравнение меховой одежды простонародья, ее декора на примере произведений Сурикова В.И. показало, что в одежде великорусских крестьян на протяжении веков преобладает применение шубной овчины. Зимняя мужская крестьянская одежда того времени состояла из армяка грубого серого сукна, длинной овчинной нагольной шубы, теплой шапки и рукавиц [9]. Для декорирования женской одежды и головных уборов использовали мех соболя, куницы, белки, горностая (рис. 6).

 

а 

б

Рисунок  6 – Меховая одежда крестьян на полотнах Сурикова В.И. [10]:

а - Боярыня Морозова, 1887; б - Взятие снежного городка, 1891

Высокие теплозащитные свойства шубной овчины способствовали популяризации одежды из нее среди различных слоев населения всех возрастов: крестьян, горожан, служащих, художников, военных (рис. 7, 8).

Рисунок 7 – Применение шубной овчины в одежде крестьян [2]:

а - Боровиковский В.Л.Аллегорическое изображение Зимы в виде старика, греющего руки у огня; б - Тропинин В.А. Крестьянин, обстругивающий костыль. 1834; в - Венецианов А.Г. Захарка. 1825

Рисунок 8 – Меховая одежда из шубной овчины [2]:

а - Иванов С.Г. Встреча воеводы, 1907; б - Федотов П.А. Автопортрет. XIX в.;

в - Крамской И.Н. Портрет украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко, 1871; г - Ряжский Г.Г. Делегатка, 1927

Мужчины-горожане носили разнообразных покроев пальто на меховой подкладке с широкими меховыми воротниками, покрывающими плечи и часть спины (рис. 9а). Женская одежда также выполнялась на меховой подкладке (кролик, белка), декорировалась меховыми воротниками из лисицы, песца, каракуля (рис. 9б). Шубную овчину для женской одежды часто окрашивали в яркие цвета (рис. 9в).

Рисунок 9 – Меховая одежда горожан XIXвека [2]:

а - Прянишников И.М. Шутники. Гостиный двор в Москве, 1865; 

б - Перов В.Г. Дворник, отдающий квартиру барыне, 1864-1865;

в - Иванов С.В. Девушка в красной шубке, 1903

Достаток горожанина определял вид используемого для одежды меха - овчина, бобр, песец, соболь и т.п. (рис. 10).

а

б

Рисунок 10 –Одежда, декорированная ценными видами меха [2]:

а - Перов В.Г. Портрет А.Н.Островского, 1871; б - Чистяков П.П. Боярин, 1876

Использование натурального меха в исторической одежде военных. Одежда и головные уборы русских военных традиционно дополнялись натуральным мехом. Виды меха использовались согласно рангу военнослужащего и эпохе. В древней Руси обязательным элементом декора были собольи, куньи отвороты на головных уборах, меховая подкладка или опушка военного камзола (рис. 11).

а

б

Рисунок 11 – Использование натурального меха в одежде и головных уборах стрельцов: а - Иванов С.В. Царь. XVI век, 1902 [2]; б - Фото. Генерал-адъютант граф И.И. Воронцов-Дашков на костюмированном балу 1903 г. в наряде конного стрельца Московского приказа Аврама Лопухина [2]

Примечательно использование натурального меха в одежде военных эпохи Отечественной войны 1812 г. На парадных портретах кисти Д. Доу и А.В. Полякова, выставленных в военной галерее Зимнего дворца, изображены герои войны в мундирах, декорированных натуральным мехом (овчина, каракуль, соболь). Из шубной овчины, меха зайца, куницы, белки также изготавливали тулупы и подкладку пальто для военных (рис. 12).

М.И.Кутузов

И.З.Ершов

Г.А. Луковкин

И. Тросчинский

Е.Ф.Шталь

С.Н. Ланской

Д.Давыдов

 

Рисунок 12 – Парадные портреты в военной галерее Зимнего дворца [1]

Проектирование современной меховой одежды развивается в двух основных направлениях: в качестве предмета роскоши или произведения искусства и как средство для защиты от холода. Однако, потребители все чаще выбирают меховые изделия, сочетающие в себе и высокие теплозащитные свойства и привлекательный дизайн, соответствие стилю, модному направлению, современным видам отделки. В последние годы наблюдается  рост производства промышленных меховых изделий [4]. Многие дизайнеры и производители меховых изделий не только используют новые разработки, но и обращаются к историческому наследию, что способствует грамотному продвижению брендовых коллекций и формирует потребительские предпочтения [6] в меховой моде.

 

7universum.com

Шуба (одежда) - это... Что такое Шуба (одежда)?

Шуба (одежда)

У этого термина существуют и другие значения, см. Шуба.

Шу́ба — верхняя одежда для защиты организма от переохлаждения. Шуба бывает натуральной и искусственной. Натуральная шьётся из меха животных, таких как норка, соболь, шиншилла, песец, ягуар, баран (см. мутон (мех)) и т.д.

Современные шубы

Современная шуба является не просто тёплой одеждой, а также показателем благосостояния. Разнообразие моделей, цветовых оттенков, типы меха не ограничиваются.

Шубы Древней Руси

Слово шуба впервые употребляется в российских письменных источниках в Суздальской грамоте 1382 года[1].

Из-за суровых климатических условий на Руси шуба является специфически русской одеждой. Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом во внутрь, сверху шубу покрывали сукном.[2]

Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространёнными были русские и турские. Разновидности шуб: столовую шубу цари надевали на пиры, санная (ездовая) шуба, становая шуба с перехватом в поясе, чистая шуба — без пуговиц[3].

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые. Пуговиц 3, 4, 9, 14, 15, 24; чаще всего 11 штук.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Шубка — женская разновидность шубы.

Шубы народов севера

Для верхней одежды северных народов характерна универсальность многих её видов. Единый принцип кроя для разных сезонов, сходство мужской, женской и детской одежды. Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур. Специальной одежды для свадеб или погребения не существовало: в первом случае использовали только новую, а во втором — любую. Этот распашной тип одежды есть в коротком и длинном варианте. Меховые шубы северяне украшают узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками цветного сукна, вшитыми в швы вдоль по узору и его контуру. Узорные полосы располагаются вдоль основных швов одежды. Подол и полы отворачиваются мехом иного тона, чем основной цвет шубы.[4]

Примечания

  1. ↑ Этимологический словарь Фасмера
  2. ↑ Древнерусская одежда
  3. ↑ Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8 стр. 848-849
  4. ↑ Ханты

Литература

  • Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX века. — Москва: Просвещение, 1976.

Ресурсы

Меховой портал "МЕХА В РОССИИ"

dik.academic.ru

История меховой одежды, русские и зарубежные меха

Появление меховой одежды относится к глубокой древности, к временам существования первобытного строя. Уже тогда люди, живущие в районах с холодным климатом, использовали шкуры убитых животных, сшивая их с помощью иглы и обрабатывая мех. Развивалось человечество — совершенствовались и обогащались формы меховой одежды.

Разделение общества на классы способствовало приданию меховой одежде новых черт: национальных, социальных, эстетических. В «Слове о полку Игореве», например, упоминается о бобровой шубе Ярославны и куньих мехах знати. В русских былинах часто воспевали соболиные шубы. Обязательным атрибутом одежды русских князей являлась мягкая шапка, подбитая мехом.

Средние века

С IX-XIII вв. пушнина стала одним из основных товаров для торговли с разными странами, вследствие этого охота, почти утратив свое значение как средство добывания пищи, стала вестись с целью добывания пушнины. Север нашей страны особенно славился мехами. Славяне вывозили за границу соболей, горностаев, черных куниц, белых волков, белок, красных и бурых лисиц.

В эпоху Возрождения в моду вошёл горностай. "Portrait of a Lady" Бернандино Луини и "Antea" Пармиджанино

Меха с давних времен считались «мягким» золотом России и часто выполняли функцию денег. Известны даже названия денежных единиц («куна» — куний мех, «бела» — беличий мех), связанные с названием меха. Русские князья зачастую собирали дань мехами, так как торговля требовала огромного количества пушнины. Кроме того, мехами платили жалованье, пошлину, принимали их и как плату за проезд, обучение, церковную службу.

Меха в европейской моде — 19-20 века

В дореволюционной России охотничий промысел и торговля пушниной велись, в основном, с помощью обмана. Скупщики пушнины, путем подлогов, спаивания охотников спиртом, за бесценок скупали шкурки соболей, куниц, песцов, белок. Так как никаких ограничений на охоту зверей не существовало, то к началу XX столетия многие ценные виды (соболь, морской котик, бобр, куница и др.) оказались на грани полного исчезновения.

В первые годы советской власти по личной инициативе В.И. Ленина были приняты необходимые меры, направленные на сохранение и увеличение поголовья пушных зверей. Установили государственную монополию на закупку и торговлю мехами, создали многочисленные заповедники, где сроки охоты и количество отстрела зверей строго регулировались. Добыча особо редких видов была запрещена на всей территории нашей страны. Эти мероприятия позволили в короткие сроки восстановить численность пушных зверей и создать благоприятные условия для их размножения.

Модные меховые наряды, Европа, 1914 год

Нынешнее время

Сегодня большое количество ценных видов пушнины дает звероводство. В неволе разводят норку, голубого песца, серебристо-черную лисицу, нутрию, соболя. Благодаря клеточному звероводству можно получать мех с природной окраской любых цветов. Например, в диком виде норка имеет коричневую окраску меха, а звероводство дает шкурки норки любых цветов: от белого до черного.

Широкое развитие в России получило каракулеводство. Наша страна занимает ведущее место в мире по поголовью каракульских овец. «Каракуль» в переводе с тюркского означает «чёрное» (кара) «озеро» (куль). Действительно, отары каракульских овец на степных и пустынных просторах Средней Азии напоминают черные озера.

Пушно-меховые ресурсы страны дополняет массовое кролиководство. Ежегодно на меховые фабрики поступают десятки миллионов шкурок, из которых изготавливают различные изделия, пользующиеся спросом у населения.Несмотря на интенсивное развитие текстильной, швейной и трикотажной промышленности, значение меха как одежного материала не ослабевает. Ассортимент меховых изделий пополняется за счет имитации массовых и дешевых видов меха (шкурки кролика, ондатры, меховой овчины и др.) под дорогие и красивые меха.

На сегодняшний день русские меха хорошо известны на международном рынке и являются традиционным видом экспортного товара. Меховая промышленность выпускает много моделей головных уборов, женских пальто, воротников со знаком качества.

Современный мир с научным прогрессом изменил мех практически до неузнаваемости. Даже самые дорогостоящие меха становятся обыденным предметом гардероба. Из данного материала делают не только верхнюю одежку. Все чаще можно увидеть его применение в вечерних образах, спортивных вещах. Интересными могут быть и сочетания меха с другими тканями, среди которых и синтетическими. До того как стать элементом одежды, мех проходит различную обработку: закручивание, стрижку, выжигание кислотой и другие. Использование сшивания, вышивки и других приемов делают вещи оригинальными. Новые технологии помогают менять форму меха, его объем и структуру. Все чаще можно его заметить в различных элементах декора помещений и интерьера.

Подготовила Маргарита Кекина, в статье использованы материалы книги А.Н.Беседина и Л.В.Лопасовой «Покупателю о мехах» (М., 1975). Фотографии: blog.modcloth.com.

garderobus.ru