Шуба боярина и шапка охотника: 9 кошмаров мужской зимней моды. Шуба боярская


Русская шуба для царей, бояр и крестьян

Подробности Автор: А.Иванов Категория: Россия Опубликовано: 23 Апрель 2015

Русская шубаПожаловать шубу  боярину или дворянину считалось одной из наивысших наград в Допетровской Руси. Эта меховая одежда с распашными полами по давней татарской традиции  передавалась из поколение в поколение. В писцовых книгах, содержащих описи имущества землевладельцев Московии, можно прочитать, сколько и каких шуб передавалось наследникам по завещаниям.

Иногда даже состояние богача могли пересчитывать не наличном капитале, а имеющихся в гардеробе шубах. Отцовские, пусть даже и на беличьем меху, шубы сыновья берегли и аккуратно донашивали. Причем не только дети бояр да сановитых столбовых дворян, но и царские отпрыски. Так, известно, что сам царь Алексей Михайлович не гнушался донашивать беличью шубу, полученную от отца -- государя Михаила Федоровича.  Русскую шубу  не шили, а строили, расходуя на нее лучшие ткани и самый теплый мех. У  богатых мирян и царского окружения шубы были  на собольем или бобровом меху, на лисьем или  волчьем. Изделия  попроще -- на меху белки или куницы. Вариант для простого народа -- овчинный тулуп, который согревал в лютую стужу простого землепашца.

 

Русская шуба в Московии

Русская шуба в Московском государстве

Покрой русской шубы  разнился в зависимости от региона. На Руси летописцы отмечали шубы польского фасона или турецкого, а еще были русские  или немецкие. Носить это одеяние  мехом наружу у людей  Русского государства  считалось зазорным и неприличным.  Для покрытия шуб использовали дорогую ткань -- китайский шелк, бархат из Италии, атлас и расшитую златом да серебром парчу. Тулупы из овчины крестьяне старались крыть домотканой материей, которую изготавливали почти в каждом хозяйстве для собственного потребления. Отдельного внимания требуют аксессуары русской шубы  -- кушаки и застежки. Подчас пуговицы, отлитые из драгоценных металлов, представляют настоящие произведения высокого ювелирного искусства. Для пуговиц также применяли драгоценные камни -- изумруды, аметисты, даже алмазы -- в золотой или серебряной оправе.  Олигархи Древней Руси приказывали свои шубы обильно расшивать галуном из золотых или серебряных нитей. Расшивка шла по вороту, по рукавам и борту, по бокам. Существовал специальный разряд шуб -- наградной. Такие одежды в рукава не надевали, а носили при  царском дворе, на парадных выходах внакидку. Чтобы продемонстрировать высокий престиж, которым  пользовались лица, удостоенные неслыханной царской милости. Именно такими шубами наделял царь Иван Грозный  своих воевод, отличившихся при штурме Казани, в Ливонскую войну. В летописи XVI века можно отыскать миниатюры, показывающие  церемонию раздачи царских наград.

Добавить комментарий

muzkostum.ru

Костюм княжеский, боярский - Дом Русской Одежды

В XV — XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сарафана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках. Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Изображенная на картина Маковского К.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «У околицы» 1890г.

Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой. На картине К.Е.Маковского изображена кика, богато украшенная вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «Боярышня»

Особенностью костюма XV-XVII столетий было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого. Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.

Костюм княжеский, боярский

А.П. Рябушкин «Семья купца в XVI веке» 1896 г. Государственный русский музей

Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А.П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки — высокая горлатная шапка.

Костюм княжеский, боярский

А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» 1903 г.

На картине М.В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем и застегнутый на плече фибулой. Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.

Костюм княжеский, боярский

«Девушка у озера (Княгиня)». Конец 1910 — начало 1920 гг.

Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времён у девушек головным убором? был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е. Маковского.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г.

Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «Боярин» 1880 г.

Икона XV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.

Костюм княжеский, боярский

Икона «Борис и Глеб». Середина XIV века. Москва

Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.?Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «Боярышня у окна (с прялкой)» 1890-е г.

Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Боярин на картине К.Е. Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.

Костюм княжеский, боярский

К.Е. Маковский «Боярин с кубком»

Русский традиционный костюм XXI века.

Традиционный русский боярский костюм XXI века «Красная Москва»: платье, шубка, кокошник с ряснами, оплечье, поручи

Боярский костюм XXI века.

Боярский костюм XXI века от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»:

http://slavmoda.com/russkij-traditsionnyj-kostyum/

 

slavmoda.com

Антология бархата. Красота сквозь века. Часть 2 – Ярмарка Мастеров

Первую часть публикации вы сможете увидеть здесь. Она была приурочена к тематической неделе «Бархатная революция».

Как говорится, по семейным остоятельствам мне не удалось быстро подготовить вторую часть "Антологии...", да и, признаюсь, я черезчур увлеклась самим процессом изучения и сбора материала для публикации. И вот перед вами вторая её часть.

Итак, попробуем отследить судьбу бархата на русской земле. Первые упоминания о нём датируются рубежом XV-XVI веков. Не спрашивайте, почему не раньше, ведь внешняя торговля на Руси шла, невзирая ни на какое монголо-татарское иго, которое датируется XIII-XIV веками. Византия  и другие земли юго-восточной Европы -— с одной стороны, торговля через Готланд, "око Балтии", — с другой. Но факт остаётся фактом, и за отправную точку шествия бархата по Руси будем считать именно рубеж  XV-XVI веков.

В ту пору русская живопись была представлена иконописью и стенной живописью с очень строгими канонами. Это было время Алипия Печерского, Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и других иконописцев, чьи имена в большинстве своём не сохранились, времена создания уникальных по своей духовности икон и фресок.

бархат Ярославская Оранта

Датируется  XII-XII в.в., возможно, эту икону написал Алипий Печерский.

бархат на руси Успение.  Феофан Грек. 1392г.

русь боярская Троица. Андрей Рублев (1411 г. или 1425-27г.г.)

русская свадьба Икона Одигитрия Смоленская. Дионисий. 1482 г.

Увы, с точки зрения передачи визуальной информации своим потомкам  (не забываем, мы ищем бархат!) XV-XVI века — не самое лучшее время. Лишь в  XVII  веке русский портрет отходит от иконописных ликов, в нем появляется "живоподобие", но вплоть до  XVIII русская живопись сохраняет религиозный характер. И нам придётся обратиться к творчеству художников  XIX, чтобы увидеть боярскую Русь.

Одним из первых русских покупателей диковинной заморской ткани был удельный князь Михаил Андреевич Верейский и Белозерский. В 1486 году он завещал дочери Анастасии красную бархатную шубку. Вполне возможно, она была похожа на эту.

история моды  1885. Маковский. Боярыня у окна

Шуба в те времена была не менее актуальна, чем в наши дни. Только если современные модницы щеголяют в шубках "мехом наружу", то во времена боярской Руси мех располагали с изнаночной стороны, покрывая шубку  дорогим бархатом. В то время производили такое количество видов этой ткани, что и сегодня кажется удивительным. Гладкий, косматый, петливатый-петельчатый и полупетельчатый (с неразрезанным ворсом разной высоты), полуразрезный (в рисунке ткани под «остриженным» ворсом можно было различить мелкие, выступающие над основой петли), рытый (с выпуклым узором, выполненным в двух плоскостях: и по золотной основе, и среди «мохнатого» шелка), одноморхий и двоеморхий (последние два — рельефные с двумя уровнями «щетинок»), золотные (здесь в утке применялись пряденое золото и серебро), аксамиченный (рапорт рисунка выполнялся золотным или серебряным шелком).

Цена на бархат была очень высока (один бархатный наряд стоил столько же, сколько стоил боевой конь), поэтому в качестве отделки использовали исключительно дорогой мех — соболий, куний, мех горностая, рыси и черно-бурой лисы. Различные варианты бархатных одежд на меху, а их было множество, от "русских" в пол до летников, кафтанов и пр., можно увидеть на картинах Маковского, Рябова, Сурикова и других русских художников.

русские традиции 1887г. Суриков. Этюд для картины "Боярыня Морозова"

русский костюм Суриков. Этюд для картины "Боярыня Морозова"

бархатная революция Суриков. "Боярыня Морозова" , фрагмент

 Маковский. Боярин с кубком

Такие шубы не шились на один-два сезона. Их, как и другие одежды из бархата,  дарили, оставляли в наследство,  передавали в виде подушного вклада в монастыри, при необходимости перешивали, и этими "перешивками" не гнушались даже царские особы. Так, известно, что однажды было распорото и переделано платье сына Ивана Грозного, из белого "рытого" бархата, а самому царю была по его приказу перешита ферязь из красного бархата с изображенными на нем желтыми птицами в накидку "безъ рукавовъ".

 Васнецов. Иван Грозный

Обратим внимание на детали одежды царя. Есть два варианта, из чего мог быть сшит его кафтан. Для пошива этого вида царской одежды использовались в основном аксамиченный бархат или аксамиченый атлас (напомню, рапорт рисунка на такой ткани выполнялся золотным или серебряным шелком). Такие кафтаны подбивались истинно царскими мехами — соболем или горностаем.  К дорогим нарядам требовались не менее дорогие дополнения — сапоги и шапки. Если судить по сохранившимся описям, у Ивана Грозного было не менее десяти бархатных шапок. Украшенные жемчугом и мехом, расшитые серебром и золотом, с запонами ("брошками") из золота и серебра и с драгоценными камнями... Сапоги тоже делались с размахом — из того же бархата или сафьяна, например, и украшались не хуже остальной одежды. Для иллюстрации — несколько фотографий экспонатов из музеев Московского кремля.

   

1. Сапожок (бархат,  кожа козы, золотой шнур, жемчуг). 2. Стихарь (аксамит, бархат, атлас). И хотя это одежда для богослужения, ткань для его пошива использовалась подобная той, из которой шилась и царская одежда. 3. Запона.

Не могу не показать, как в реальности выглядит заморская диковинка, которую так любила русская знать. Все образцы — это фрагменты тканей из коллекции музеев Московского Кремля. Одежда, сшитая из этого бархата, датируется XVII  веком, но нет сомнений, что подобные ткани были в ходу и веком раньше, во времена Ивана Грозного.

 

 

А так это богатство выглядит на картинах:

Андрей Петрович Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899

Лебедев Клавдий Васильевич.  Боярская свадьба. 1883

Седов Григорий Семёнович . Царь Иоанн Грозный любуется на Василису Мелентьевну. 1875

Изображение женщин боярского рода русскими художниками — это особый разговор. И даже не разговор — песня! Особенно мне нравятся красавицы у Константина Маковского. Его царевны, боярыни и боярышни прекрасны! Впрочем, смотрите сами.

 Боярыня с ларцом.

 Боярышня

 Боярышня с подносом

 Царевна

 Молодая боярыня

 Княгиня под венец

В процессе сбора материала натолкнулась на вопрос, можно ли доверять тому, что изображено на полотнах художников 19 века. Никто не спорит, что мастера, воспроизводившие Русь боярскую, идеализировали прошлое, но с точки зрения передачи исторического костюма и быта тех лет их картины безупречны. В своём творчестве художники опирались на культурное наследие XV-XVI веков:  различные письменные источники, памятники архитектуры, живопись, сохранившиеся вещи. Многие художники занимались собирательством предметов старины. Конкретно про Маковского могу сказать, что он за свою жизнь собрал огромное количество предметов прикладного искусства, многие из которых попали на его картины. Вот лишь малая часть того, что было в его коллекции:

                

Сборник (Вологодская губерния. Конец XVIII — начало XIX века. Хлопчатобумажная ткань, жемчуг, перламутр, бирюза, стекло) и ларец (конец XVII века. Дерево, резьба).

                             

Поднизь (Костромская губерния. Конец XVIII века. Шелк, парча, бить, штоф, стеклярус, жемчуг, перламутр) и кокошник (Галич Костромской губернии. Конец XVIII века. Картон, парча, золотная нить, бить, фольга, жемчуг, бирюза, стекло).

А это уже не из коллекции художника.На первой фотографии очень хорошо видно, что вышивка выполнена по бархату. Очень похожая "шапочка" изображена на картине Константина Маковского "Боярыня у окна"  (смотрите выше).

  

И несколько красавиц:

 Сергей Соломко.

Молодая женщина в народном головном уборе.

 Николай Неврев. Василиса Мелентьева и Иван Грозный

 Маковский. Молодая боярыня

Маковский. Черноокая княжна

Одной из отличительных черт одежды боярской Руси является её чрезмерно богатый вид. Так, Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то "сладостный трепет благоговения", так как "малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей". Касалось это и боярской одежды в целом. Достигалось такое богатство не только сочетанием дорогих материалов нескольких видов, но и различными способами декорирования. Дополнительные накладные детали, ювелирные нашивки, пуговицы, каждая из которых уже сама по себе является произведением искусства, самые разнообразные кружева, различные виды вышивки.  Один из последних — так называемое "золотное шитьё", шитье золотными нитями и драгоценными материалами. Зачастую ткань практически полностью закрывалось вышивкой.

    

   

Наряды (фасоны) боярской Руси очень сильно отличались от европейской моды. Если , говоря о Европе тех лет, уже можно было говорить именно о моде, то к допетровской Руси более уместно слово "традиции". И на формирование этих традиций влияло очень много факторов.  Но даже такие значительные события, как принятие христианства и монголо-татарское иго, лишь оттачивали, если хотите, "особенности национального характера".   Мы стали христианами, но сохранили в себе долю язычества.  Мы уже не Европа, но ещё и не Азия. Мы та самая страна, которую "умом не понять" и "аршином общим не измерить".  Но вернёмся к бархату!

Как и в Европе, на Руси бархат использовался очень широко. Он шёл не только на создание светских и церковных нарядов, но и для отделки воинского снаряжения, изготовления предметов культа, книг, убранства храмов, для украшения интерьеров царского и боярского жилья. Очень интересно с этой точки зрения рассматривать картины жанрового плана.

Александр Дмитриевич Литовченко. Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища Английскому послу Горсею

На этой картине во всей красе видны не только сокровища, принадлежавшие царской казне, но и огромная разница в том, как одеты "наши" и "не наши". Вот она — мода и традиции!

Событие относится к 1570-м годам, когда царь уже был нездоров, его мучали сильные боли, но сокровищницу он посещал практически каждый день. По свидетельствам посла, которого однажды царь позвал с собой, Иван Грозный рассказывал о свойствах различных камней. Думаю, для многих будут интересны его слова (особенно для мастеров, работающих с камнями): "Все эти камни — чудесные дары божьи, они таинственны по происхождению, но однако раскрываются для того, чтоб человек ими пользовался и созерцал; они друзья красоты и добродетели и враги порока".

А теперь поищем бархат. Однозначно мы видим его на самом царе (шапка, накидка на коленях, "коврик" под ногами), на после Горсее и его сопровождающем, на стоящем сзади боярине (чёрная, подбитая мехом шуба). В центре картины — седло. При изготовлении сёдел тоже часто использовался бархат. Так выглядит седло с картины:

А так настоящие:

  

Первое датируется второй половиной 17 века и изготовлено в мастерских Конюшенного приказа Московского Кремля. Второе (середина 17 века) привезено из Турции. Оба седла выполнены с использованием бархата.

Из  бархата делались и полы для лошадей, его же использовали для украшения сбруи, которая тоже сама по себе была произведением ювелирного искусства.

Михаил Иванович Авилов (1882–1954).  Царевич Иван Иванович на прогулке

Обратите внимание, что конская цепь на вороном коне практически точно повторяет цепь, которую можно увидеть в иллюстрациях, хранящихся в музее Оружейной палаты.

Иллюстрации  художника Н. Самокшина (17в.) к книге Кутепова " Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича   XVII век " прекрасно демонстрируют, с каким размахом проходили на Руси подобные мероприятия.

 Кафтан ездовой — терлик бархатный. 2я половина 17го.

Узнаёте? Ещё одно доказательство того, что историческая живопись - это фантазия художника, основанная на глубоких знаниях истории и исторического костюма.

Вячеслав Шварц. Иоанн Грозный у тела убитого им сына

На царе бархатная на меху ферязь, из чёрного бархата колпак. Известно, что эта шапка была подбита черно-бурой лисой и надевалась царём к траурному платью.

Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича

Иванов Сергей.  Приезд воеводы

Андрей Петрович Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893.

Михаил Федорович родился почти на полвека позже, чем появился на свет будущий Иван Грозный, и большая часть его жизни прошла уже в веке семнадцатом, но по картине видно, что и десятилетия спустя уклад жизни не изменился. И продержится он ещё долго, лишь при Петре I Русь сменит свой облик на европейский.

Литовченко Александр Дмитриевич. Итальянский посланник Кальвуччи зарисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича

Григорий Седов. Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Хороши девушки, не правда ли? А уж наряды! К слову, по "Домострою", все свадебные обряды просто обязаны были проходить с использованием бархатных вещей. Свадебные чины со стороны невесты должны были одеваться в "кафтанехъ и в терликахъ в бархатныхъ и камчатыхъ, и в отласныхъ в золотныхъ". Ритуальные свечи приносились в бархатных или атласных золотных кошельках. Поднос, на котором лежал каравай невесты, покрывался этими же дорогими тканями, а свадебный хлеб жениха обшивался бархатом или камкой. Во время обряда часания волос жениха и невесты и закручивания кос девушки в причёску замужней женщины молодых сажали на бархатные или атласные "зголовья". Если невеста отправлялась в церковь в санях, то сидела она так же на бархатной подушке.

Но самая красивая история, связанная со свадебным обрядом и бархатом, это история, связанная с замужеством дочери Ивана III. В 1495 году выдавал царевну Елену за князя Литовского Александра Каземировича. В приданое государь выделил дочери десять бархатных отрезов, в 10-15 локтей каждый. Бархат был разный:  венецианский  классических расцветок и турецкий из города Бурса с более смелым цветовым решением — по лазоревому полю шёл рисунок "чернь съ золотом", такая же ткань, но без блестящей нити и ткань с красной основой, над которой поднимались чёрные щетинки. И был ещё один — гладкий, алый, по которому Елена должна была идти навстречу своему будущему мужу. По другой версии алый бархат расстелил перед невестой сам жених, но сути это не меняет — невеста шла по  "красной дорожке", которая традиционно является атрибутом чествования сильных мира сего, символом роскоши и богатства или признания чьих-то заслуг.

Найти картину, которая могла бы красиво проиллюстрировать эту историю, не удалось, но многие художники писали картины на тему "Свадьба-сватовство-смотрины". Понимаю, что визуально найти на них бархат сложно, но, зная традиции того времени, мы можем позвать на помощь наше воображение.

Илья Репин. Выбор великокняжеской невесты

Константин Маковский. Смотрины

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII  веке

Вячеслав Россохин. Как тебя звать?

Этот сюжет ещё далёк от сватовства и того, что за ним следует, но уж очень долго не могла найти, кто же автор картины. Поэтому пусть будет.

Иван Кириллов. Выбор невесты.

На этой картине хочу обратить ваше внимание на фигуру бравого молодца на заднем плане. Это рында — один из многочисленных почётных стражей и царских телохванителей. При Иване Грозном в их "форму" входили высокие белые бархатные шапки, опушённые рысьим мехом, а при Фёдоре I, его сыне, рындам были сшиты и белые бархатные кафтаны, которые сменили серебристые кафтаны из парчи. В те же времена в бархатных нарядах стали щеголять и другие служилые люди, например, государевы возничие, и это было тем самым "встречают по одёжке", призванное лишний раз подчёркнуть богатство и могущество русских царей, какие бы тяжёлые времена не переживала в это время Русь..

Можно приводить ещё очень много примеров использования бархата в допетровской Руси, но основное уже мы выяснили — бархат и здесь, как и в Европе, был визитной карточкой знати, символом роскоши, идущей рука об руку с властью. На этом можно было бы поставить точку, но ещё пару слов хочется сказать о производстве собственного бархата на Руси.

В этом вопросе я столкнулась с расхождениями в подаче информации. По одной версии, первые попытки производства собственного бархата относятся к правлению  Фёдора I, который находился на престоле с 1584 по 1598. По второй,  Бархатный двор был основан в Москве в 1632, уже при государе Фёдоре Михайловиче , первом царе из династии Романовых. Как бы то ни было, основной проблемой, почему это не переросло в крупное производство, было отсутствие в должном объёме шёлка-сырца, основы для производства бархата. Он был очень дорог и привозился контробандой из персии армянскими купцами. Лишь при Петре Первом, при котором были налажены легальные поставки из китая шёлка-сырца и увеличены пошлины на ввозимые заграничные ткани, производство шёлка и бархата вышло на промышленный уровень.

P.S.  В 60 км от МКАДа в селе Заречье Владимирской области находится единственный в России Музей по истории шелкового бархатного ткачества в усадьбе текстильного фабриканта Думнова С.И. Воссоздала фамильную усадьбу и организовала Музей московская художница по куклам Галина Масленникова. В музее можно увидеть уникальный ручной ткацкий станок, который использовался для производства бархатной ткани и плюша и коллекцию бархатной одежды 19 века.

Спасибо всем за внимание!

Публикацию подготовила Болдырева Марина.

www.livemaster.ru

ряса «Архиепископ», шуба боярская, сюртук «Пушкин»

13:07, 25 января 2016, ПАИ

В Псковском драмтеатре действует услуга предоставления сценических костюмов в прокат. В наличии имееется более 60 наименований - от боярской шубы до плаща принцессы и платьев XIX века, сообщили Псковскому агентству информации в театре.

На фото: Платье женское длинное нарядное XIX века и Пальто с накидкой XIX века

Наличие костюмов можно уточнить по телефону +7 (921) 118-29-19 у главного костюмера театра Натальи Николаевны Бочкарь.

Стоимость проката указана в рублях (за сутки).

Костюм княгини Ольги (синий) — 660;

костюм Ольги Токмаковой — 3 690,

костюм Степаниды Матуты — 4 430,

костюм купчихи (блуза, юбка) — 650;

костюм купчихи (платье, блуза, юбка) — 684;

платье женское из холста и бархата на шифоне, царское — 980;

платье женское длинное зеленое - 545;

платье женское с отделкой длинное - 650;

платье женское длинное нарядное XIX век - 600;

платье женское длинное нарядное XIX век - 660;

платье женское длинное нарядное XIX век - 700;

платье женское длинное нарядное XIX век - 700;

платье женское начало XIX век - 570;

пеньюар из жаккардовой ткани - 730;

платье мужское из золотой парчи царское - 550;

костюм Ивана Грозного - 5 250;

костюм Ивана Грозного (рубаха черная) - 1 000;

костюм Малюты Скуратого - 2 700;

костюм Матуты - 3 660;

костюм Токмакова - 3 940;

костюм Тучи - 2 670;

костюм Тучи (рубаха, порты) - 1 050;

костюм четверка боярский - 2 630;

костюм барона (камзол, штаны, рубашка с жабо) красный, серый, голубой бархатный - 1 950;

костюм богатого купца (сюртук, жилет, брюки) - 985;

костюм «Александр Невский» - 700;

костюм «Князь Вадим» - 700;

костюм «Гордей» - 680;

костюм «Федька» - 570;

кафтан из переливчатой ткани - 2 300;

сюртук из бежевой ткани - 500;

сюртук из сукна - 1 000;

сюртук черный «Пушкин» в комплекте (брюки, жилет) - 1 200;

сюртук исторический XIX век - 650;

сюртук исторический XIX век - 650;

фрак - 670;

фрак белый в комплекте - 1 100;

фрак начала XIX в. в комплекте (брюки, жилет, рубашка) - 750;

ментик гусарский - 610;

ментик гусарский - 680;

ментик гусарский - 663;

ряса «Архиепископ» - 650;

ряса монашеская - 575;

плащ монашеский с капюшоном - 590;

ряса серая - 570;

накидка черная - 560;

крылатка цвета хаки - 640;

пальто с накидкой XIX в. - 1 275;

шуба из искусственного меха из зеленой ткани - 4 400;

шуба боярская из зеленой жаккардовой ткани с меховой отделкой - 1 200;

шуба боярская на синтепоне вишневая - 2 300;

шуба боярская из золотой парчи - 1 700;

шуба боярская из сиреневого гобелена - 1 000;

шуба на меху синего цвета - 3 000;

шуба боярская на синтепоне черного цвета с меховой отделкой - 2 000;

шубка женская гобеленовая с меховой отделкой - 1 491;

шубка женская из букле с отделкой мехом - 1 300;

черкесска черная - 530;

калет золотистый - 570;

калет черный - 545;

плащ на атласной подкладке - 590;

плащ длинный на подкладке из желтого шелка - 590;

камзол «Петр 1» красный, синий, серебристый - 820;

штаны широкие стеганые на подкладке «запорожские» - 550;

плащ принцессы - 580;

костюм «Король Лир» - 920.

informpskov.ru

ряса «Архиепископ», шуба боярская, сюртук «Пушкин»

В Псковском драмтеатре действует услуга предоставления сценических костюмов в прокат. В наличии имееется более 60 наименований - от боярской шубы до плаща принцессы и платьев XIX века, сообщили Псковскому агентству информации в театре.

Наличие костюмов можно уточнить по телефону +7 (921) 118-29-19 у главного костюмера театра Натальи Николаевны Бочкарь.

Стоимость проката указана в рублях (за сутки).

Костюм княгини Ольги (синий) — 660;

костюм Ольги Токмаковой — 3 690,

костюм Степаниды Матуты — 4 430,

костюм купчихи (блуза, юбка) — 650;

костюм купчихи (платье, блуза, юбка) — 684;

платье женское из холста и бархата на шифоне, царское — 980;

платье женское длинное зеленое - 545;

платье женское с отделкой длинное - 650;

платье женское длинное нарядное XIX век - 600;

платье женское длинное нарядное XIX век - 660;

платье женское длинное нарядное XIX век - 700;

платье женское длинное нарядное XIX век - 700;

платье женское начало XIX век - 570;

пеньюар из жаккардовой ткани - 730;

платье мужское из золотой парчи царское - 550;

костюм Ивана Грозного - 5 250;

костюм Ивана Грозного (рубаха черная) - 1 000;

костюм Малюты Скуратого - 2 700;

костюм Матуты - 3 660;

костюм Токмакова - 3 940;

костюм Тучи - 2 670;

костюм Тучи (рубаха, порты) - 1 050;

костюм четверка боярский - 2 630;

костюм барона (камзол, штаны, рубашка с жабо) красный, серый, голубой бархатный - 1 950;

костюм богатого купца (сюртук, жилет, брюки) - 985;

костюм «Александр Невский» - 700;

костюм «Князь Вадим» - 700;

костюм «Гордей» - 680;

костюм «Федька» - 570;

кафтан из переливчатой ткани - 2 300;

сюртук из бежевой ткани - 500;

сюртук из сукна - 1 000;

сюртук черный «Пушкин» в комплекте (брюки, жилет) - 1 200;

сюртук исторический XIX век - 650;

сюртук исторический XIX век - 650;

фрак - 670;

фрак белый в комплекте - 1 100;

фрак начала XIX в. в комплекте (брюки, жилет, рубашка) - 750;

ментик гусарский - 610;

ментик гусарский - 680;

ментик гусарский - 663;

ряса «Архиепископ» - 650;

ряса монашеская - 575;

плащ монашеский с капюшоном - 590;

ряса серая - 570;

накидка черная - 560;

крылатка цвета хаки - 640;

пальто с накидкой XIX в. - 1 275;

шуба из искусственного меха из зеленой ткани - 4 400;

шуба боярская из зеленой жаккардовой ткани с меховой отделкой - 1 200;

шуба боярская на синтепоне вишневая - 2 300;

шуба боярская из золотой парчи - 1 700;

шуба боярская из сиреневого гобелена - 1 000;

шуба на меху синего цвета - 3 000;

шуба боярская на синтепоне черного цвета с меховой отделкой - 2 000;

шубка женская гобеленовая с меховой отделкой - 1 491;

шубка женская из букле с отделкой мехом - 1 300;

черкесска черная - 530;

калет золотистый - 570;

калет черный - 545;

плащ на атласной подкладке - 590;

плащ длинный на подкладке из желтого шелка - 590;

камзол «Петр 1» красный, синий, серебристый - 820;

штаны широкие стеганые на подкладке «запорожские» - 550;

плащ принцессы - 580;

костюм «Король Лир» - 920.

Псковское Агентство Информации

http://informpskov.ru

  • Twitter
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Google+
  • Одноклассники
  • Mail.ru

www.vluki.ru

Костюмы, доспехи и вооружение –> Московиты, богатый мужской костюм (бояре, боярские дети, купцы)

 

 

А. Литовченко, "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею"

 

Карл Вениг, "Последние минуты Дмитрия Самозванца"

 

К.В. Лебедев, "Боярская свадьба"

 

А.П. Рябушкин, "Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужская одежда XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Одежда мужчин одинакова как у греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава пестрыми шелками и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук, случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или плети, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих. Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки вышиною в локоть, опушенные черным соболем или лисицей, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и просто суконные. Русские вообще, как поляки, носят короткие юфтевые или персидского сафьяна сапоги с остроконечными носами...

 

 

Гравюра "Русское посольство к Максимиллиану II, 1576 г."

В большем разрешении: http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg и http://photofile.com.ua/photo/semkov/376977/74289635.jpg

 

 

 

Одежда боярская, мужская и женская. Вторая четверть XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

 

 

 Одежда бояр. XVI - XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг.

На портрете - Афанасий Власьев (? - после 1610),  изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья).

Слева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 - 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя, без воротника) с короткими рукавами.

Справа от портрета Афанасия Власьева – стольник Петр Иванович Потемкин(1617 – около 1700). Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга.

 

 

 

 Мейерберг «Виды и бытовые картины России 17 века», Мужскiе костюмы русскiе и инородческiе

 

 

 

Ферезь царя Ивана Грозного, XVI в., ГИМ. Шёлк, подкладка хлопок, стёгана на вате.

Одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Воротник узкий, стоячий, прошит в несколько рядов по шнурку. Полы не заходят одна на другую, соединяются четырьмя парами завязок из шёлкового шнура с парными кистями и серебряными шариками. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты. Подкладка из бело-голубой плотной бумажной ткани. Подпушка из белой тонкой тафты. Прорисовка этого кафтана Федором Солнцевым:

 

 

 

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ.

Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь. Конструкция. Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ. С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей (см. схему). Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка. На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два - на воротничке, оставшиеся – на груди. Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов. Какой он пока не удалось в точности установить. Возможно, это шов «вперёд» иголкой в сочетание с простой подрубкой (!). Все срезы подогнуты вдвое и прошиты по кромкам два раза швом «вперёд» иголкой.  

 

Ферезея царя Алексея Михайловича. 1670-е годы, Оружейная палата.

Ферезея – парадная одежда московских придворных чинов в 17 веке. Шилась из дорогих материй, богато украшалась. В отличие от опашня и охабня, никогда не застёгивалась на пуговицы, а завязывалась на шнурки у шеи. Не путайте ферезею с ферязью – это разные платья.

 

Шуба митрополита Филиппа, 1566-1569 гг., из собрания Оружейной палаты

 «Это – верх шубы митрополита Филиппа (1566-1569), относящаяся ко времени его ссылки. Шерстяная черно-коричневого цвета ткань домашней выработки, характерная для русского ткачества XVI-XVII веков, бытовала в широких слоях населения. Покрой шубы несложен: перед и спина состоят из прямых полотнищ, к которым присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле, ширина которого достигает 344 см. Своеобразен покрой рукава с необычно широкой проймой – 65 см. Рукав, очень широкий вверху, постепенно суживается книзу до 16 см. Воротник небольшой, отложной. Рукава, ворот, полы и подол были обшиты бараньим мехом коричневого цвета, в большей части утраченным. Спереди на полах, от ворота до самого низа, 30 пар нашивок из узкой коричневой тесьмы с обшивными пуговицами на правой поле и петлями на левой».   

Верх на шубу, XVII век. ГИМ, приписывается царю Алексею Михайловичу

Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами. 

 

 

 

 

 

Из рисунков Федора Солнцева:

 

 

 

 

 

 

 

Прически

Мужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё головы. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы, и сам носит причёску «в скобку». Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.

 

Головные уборы

Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом.

 

«У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

 

Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.

 

Другим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями, бывает украшена жемчугом и драгоценными каменьями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп.

 

И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6—8 вершков (до 40 см). Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу.

 

Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя. Лишь придя домой, хозяин снимал шапку и напяливал её на специальный расписной болванец, сделанный из мягкого дерева или ткани, набитой опилками.

 

 

 

 

 

1584.allrpg.info

Шуба боярина и шапка охотника: 9 кошмаров мужской зимней моды

Угги и унты, свитер на молнии и «боярская» шуба — мы решили вспомнить главные кошмары мужской зимней моды!

Шуба боярина

Думала, только «гламурные» девушки обзаводятся главным мастхэвом любой «уважающей себя девушки»? Как бы не так — порой шубы «соблазняют» и представителей сильной половины человечества, которые после покупки выгуливают обновку, напоминая то ли русского боярина, то ли героя Леонардо Ди Каприо в фильме «Выживший».

Шапка охотника

Не меньше впечатляют и огромные меховые шапки. Хотя… если уж воплощать боярский стиль, то максимально!

Угги (а еще «лучше» — унты)

Угги вызывают немало вопросов, даже будучи в женском гардеробе, но когда их надевает мужчина… Впрочем, будем честны, есть мужская зимняя обувь и похуже. Да-да, мы об унтах.

Брюки, заправленные в ботинки

Наступление холодного времени года ожидаемо приносит с собой не только мороз, ветер и всевозможные осадки, но и грязь, с которой все предпочитают бороться по‑разному. Некоторые нетривиальным (и жутко выглядящим со стороны) способом — заправляя брюки и джинсы в ботинки и сапоги.

Кожаные куртки с меховым воротником

Еще один предмет из зимнего гардероба российского мужчины — кожаная куртка с меховым воротником, сомнительная как с эстетической, так и с практической точки зрения (так и представляем, как она буквально превращается в камень при минусовой отметке, заставляя своего обладателя еще сильнее трястись от холода).

Шапка на затылке

Невероятно, но факт: каждый год некая неведомая сила заставляет мужчин массово сдвигать шапки на затылок, заходя в транспорт или помещение. И лишь единицы решаются пойти против системы и просто-напросто их снять.

Всевозможные кепки (с ушами и без)

Пока одна сила заставляет шапки перемещаться на мужские затылки, еще одно «нечто» толкает сильный пол на покупку другого головного убора (откровенно ужасного) — всевозможных кепок с «ушами» и без.

Свитер с молнией

Водолазки, оверсайз свитеры крупной вязки, кашемировые джемперы — выбор теплых вещей в магазинах сегодня способен поразить воображение даже самого отъявленного модника, но немало мужчин почему-то раз за разом останавливают свой выбор на самом дурацком варианте.

Шарф первоклассника

«Веселенький» шарф в разноцветную полоску (клеточку, ёлочку или горошек) может смотреться органично и уместно разве что на ученике первого класса, но когда его надевает 30-летний бородатый дядя, неизбежно возникают вопросы (как минимум, не отобрал ли он его у племянника или собственного сына).

Материал впервые опубликован на Cosmo.ru 8 ноября 2017 года

graziamagazine.ru